О корпорации Корпорация «Цесна» — крупная многофункциональная холдинговая компания, главные направления деятельности которой сосредоточены в сфере финансовых услуг, в агропромышленном и строительном секторах экономики, а также в сфере розничной торговли.

Интервью Председателя Совета Директоров в преддверии юбилея

Праздник корпорации «Цесна»

Сегодня корпорация «Цесна» празднует свой 25-летний юбилей. За четверть века из некогда крохотного предприятия выросла компания континентального значения, которая зародилась на стыке эпох, когда страна делала первые шаги в сторону рыночных отношений. Обо всех главных решениях и вехах на пути ее развития нам рассказал председатель совета директоров корпорации «Цесна» Серик Джаксыбеков.

— Серик Рыскельдинович, расскажите, с чего началась деятельность корпорации «Цесна», какие ключевые решения стали для нее толчком вперед?

— В конце 1980-х годов во всех крупных городах СССР, включая тогда еще Целиноградскую область, были созданы управления снабжения. История корпорации берет начало с объединения «Целиноградглавснаб», на базе которого был создан коммерческий центр, первые шаги которого были связаны с торговлей и недвижимостью. В 1990 году «Коммерческий центр» выделился из системы «Целиноградглавснаба» и был перерегистрирован в АО «Коммерческая фирма «Цесна». Это было одним из главных решений. Также одним из важных решений было создание в 1992 году дочерней организации ТОО «Биоцес», которая впоследствии стала основой для концерна «Акмола-Астык» (сегодня АО «Концерн «Цесна-Астык»). В том же году был создан «Цеснабанк», который в прошлом году отметил 20-летие. Через несколько лет фирма «Цесна» была перерегистрирована в АО «Корпорация «Цесна». Уже тогда решения, принятые в 1990-х годах, стали залогом сегодняшнего успеха, предпосылкой поступательного развития, поэтому значимость этих событий для корпорации невозможно переоценить. Затем предприятие росло, подобралась команда единомышленников, постепенно в структуру фирмы вошли новые предприятия. Впоследствии принимались новые, не менее значимые решения.

— Сегодня мир кардинально меняется чуть ли не каждые пять лет. Как вашей корпорации удается адаптироваться к изменчивым рыночным условиям и к тому же укреплять свои позиции и наращивать общий объем активов?

— Наше главное преимущество заключается в сильной команде, которая позволяет адаптироваться к различным условиям. С каждым годом конкуренция во всех сферах усиливается. К примеру, только банков второго уровня в стране 42, а если говорить о производителях мукомольной и хлебобулочной продукции, то конкуренция здесь также усиливается. Плюс конъюнктура рынка меняется в связи с вхождением Казахстана в Таможенный союз. Ведь сейчас нужно быть более конкурентоспособным, вместе с тем масштаб и потенциал для роста расширились.

— Какой бизнес-философии придерживается корпорация и какие главные принципы вы прививаете молодым топ-менеджерам?

— Основные принципы или даже философия корпорации и предприятий, входящих в группу, — это открытость, честность и равные и прозрачные отношения со всеми субъектами бизнеса, партнерами.

Стремление вести команду вперед, умение ставить и достигать амбициозных целей являются критериями для наших менеджеров всех звеньев вне зависимости от возраста. Многие из тех, кто был у истоков корпорации, наши ветераны, до сих пор работают в наших рядах. Но при этом нашими преимуществами являются преемственность поколений, симбиоз опыта ветеранов и энергии молодых менеджеров. Об омоложении состава свидетельствует то, что нередко должности начальников отделов и департаментов занимают менеджеры в возрасте 25–26 лет.

— А трудовые династии, которыми сейчас не может похвастаться каждый работодатель, есть у вас?

— Конкурентным преимуществом любого предприятия является стабильность кадрового состава. Около 60 сотрудников предприятий, входящих в группу, имеют стаж работы в «Цесне» более 20 лет. Трудовые династии — это тоже гордость корпорации. Отдельно хочу отметить уникальные династии, состоящие из четырех-пяти человек. Особо выделяется династия Марии Майструк, которая еще в советские годы работала пекарем на хлебозаводе и вышла на пенсию в 1989 году. 11 лет спустя, в 2000 году, ее дочь, Надежда Ивановна, стала аппаратчиком мельзавода № 2 концерна «Цесна-Астык», спустя еще 11 лет, в 2011 году, внучка Марии Степановны, Татьяна, вступила в должность старшего мастера данного завода. Династий, представленных тремя поколениями, намного больше.

— Большинство банков в принципе не пользуются положительной репутацией у народа, однако «Цеснабанк», по данным журнала «Exclusive», занял 32-е место в ряде 50 компаний с лучшей репутацией. Какие инструменты в работе с клиентами способствовали этому?

— Один из основных принципов деятельности «Цеснабанка» и всей корпорации — забота о собственной репутации и удовлетворенности клиентов. Клиенты «Цеснабанка» постоянно чувствуют заботу о них, которая выражается в расширении спектра услуг, новых продуктах, новых тарифах и в открытии новых офисов. Только в прошлом году банком были открыты два новых филиала, а четыре из существующих — Столичный, Карагандинский, Жамбылский и Кызылординский — переехали в новые современные здания, спроектированные с учетом высоких требований к качеству обслуживания клиентов. Вообще, нужно сказать, что завоевание лояльности наших клиентов и формирование постоянной клиентской базы является одним из приоритетных стратегических направлений в работе банка.

К тому же «Цеснабанк» отличается своей стабильностью, надежностью и динамичным ростом, что просто нельзя было не заметить. Наши клиенты сейчас стали более грамотными и отслеживающими тенденции рынка. Достижения «Цеснабанка», безусловно, являются катализаторами роста клиентской базы. Так, важными достижениями в 2012 году стали: изменение прогноза по рейтингам «Цеснабанка» на «Стабильный» Международным рейтинговым агентством «Standard&Poor’s» признание журналом «World Finance» «Цеснабанка» как лучшего коммерческого банка Казахстана, выход на седьмую позицию по размерам активов и на пятую по размерам прибыли за год.

— Что бы вы посоветовали нашим читателям, желающим стать финансово независимыми?

— Главный залог финансовой независимости — это правило откладывать часть дохода на будущее, то есть иметь так называемый пассивный доход. Желательно иметь несколько источников пассивного дохода. Финансовая независимость невозможна без знания азбуки финансовой грамотности. Нужно вести учет доходов и расходов, чтобы ваши доходы превышали расходы, инвестировать средства. Вариантов инвестирования множество — от недвижимости до образования и ценных бумаг.

— Знаменитые мировые бренды, такие как «Virgin» и «Apple», в своей корпоративной этике придерживаются свободного стиля, который позволяет сотрудникам приходить на работу в любой одежде, главное удобной. А руководящий пост может занять даже ассистент или офис-менеджер, если у него есть свежие идеи и талант предпринимателя. Приемлемо ли это для нашей страны и, в частности, для корпорации «Цесна»?

— Такие утрированные примеры оторваны от нашей действительности, но любой сотрудник в группе компаний имеет возможность вырасти как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Каждый получает работу в соответствии со своими навыками и знаниями. Молодые сотрудники довольно быстро продвигаются по карьерной лестнице. То есть для всех созданы равные условия.

— Насколько сильную конкуренцию может составить мукомольная продукция «Цесна» на рынках ближнего зарубежья и есть ли возможность в будущем выйти и на рынки Западной Европы и Юго-Восточной Азии?

— Очень своевременный и актуальный вопрос. Названные вами рынки сбыта наряду с Россией являются стратегическими для нас. Считаю, что в отношении качества готовой продукции мы превосходим конкурентов. У нас есть, к примеру, удачный опыт работы с Южной Кореей в 2008–2009 годах. Основной вопрос — это удешевление логистики, здесь все гораздо сложнее. Мировые цены на пшеницу составляли до 600 долларов за тонну, а затраты на логистику — соответственно порядка 20 процентов от стоимости товара.

В нынешней ситуации стоимость логистики до Индонезии (основной потребитель муки в расчете на душу населения в Юго-Восточной Азии) доходит до 60–70 процентов от стоимости товара. Но мы ищем пути по снижению транспортных затрат, именно благодаря этому нам удалось начать поставку в Калининград, самую западную часть России, а там прямой выход в Польшу и Германию.

— Какие инновационные проекты в ближайшем будущем будет реализовывать корпорация?

— Сегодня в Казахстане активно обсуждается тема энергосбережения, что является актуальным в нынешний век глобализации и дефицита энергоресурсов в мире. Корпорация, в свою очередь, также активно занимается изучением данной тематики. В частности, прорабатываются проекты в сфере приборостроения теплоучета, а также производства теплоизоляционных изделий из полимерных и композитных материалов, которые значительно уменьшают затраты на обогрев помещений, что мультипликативно уменьшает потребление энергоресурсов и загрязнение окружающей среды, соответственно кратно увеличивая качество жизни населения.

Кроме того, корпорация активно работает над проектами в сфере глубокой переработки пластмассы. Так, сейчас ведется активная работа по организации производства высококачественной упаковочной продукции и строительных материалов из полимерных композитных материалов, которые в будущем будут активно пользоваться спросом не только у отечественных, но и у зарубежных потребителей.

Третьим, наиболее перспективным направлением развития инноваций являются IT-технологии. Корпорация проводит анализ развития казахстанского Интернета для определения тенденций будущего развития данного направления. Результаты анализа позволят нам предложить уникальные продукты и занять свою нишу в этой уникальной отрасли. При этом мы работаем над инновационными проектами в сельском хозяйстве, надеемся внести новый вклад в развитие агропромышленного комплекса страны.

— Как, по-вашему, изменится концепция корпорации к ее следующему юбилею через десять лет?

— Концепция корпорации заключается в нашем девизе: «Объединяя в лучшее мечты!». Философия корпорации остается неизменной на протяжении 25 лет, не изменится и в ближайшее время. Уже сейчас мы имеем краткосрочные и среднесрочные планы развития, четкую стратегию развития на следующие 25 лет. В дни юбилея мы не почиваем на лаврах, не упиваемся своими достижениями, а в своем уже зрелом возрасте по меркам человека и по меркам казахстанского бизнеса в целом мы полны сил и планов на будущее.

Автор: Дулат ЖУМАГАЗИН
Фотограф: Александр ГОНЧАРЕНКО