Время для шага вперед

Корпорация «Цесна» отметила 24-летие со дня своего основания. По традиции 10 мая цесновцы собираются вместе, чтобы в торжественной обстановке проводить еще один прожитый год, поделиться друг с другом успехами и заботами, почувствовать, что работа в группе предприятий «Цесна» — это больше чем работа. Это приобщение к истории развития государства, казахстанского бизнеса, нашей столицы. О том, каким выдался предъюбилейный год для корпорации, мы беседуем с председателем правления АО «Корпорация «Цесна» Еркегали Еденбаевым. В прошлом году Еркегали Серикович получил Золотой знак «Цесны» за большой личный вклад в развитие группы компаний. Он один из тех профессионалов, которые сумели провести корпорацию через тяжелые годы мирового финансового кризиса. А сегодня мы беседуем о перспективах дальнейшего развития «Цесны».

— Еркегали Серикович удачно ли сложился для компании год?

— Я считаю, что год был успешным. Судя по показателям деятельности с негативными последствиями кризиса вся группа предприятий справилась, и теперь мы занялись повышением эффективности и дальнейшим развитием корпорации. Если брать конкретные данные, то, например, была получена беспрецедентная прибыль «Цеснабанком». А по размерам активов он занял восьмое место среди казахстанских банков. Это очень серьезный показатель. Можно сказать, что банк достиг той цели, которая изначально ставилась перед ним. Он может развиваться в условиях жесткой конкуренции, значит, предлагает либо более качественные услуги, либо более адекватные потребностям клиентов. Неплохо в плане прибыльности сработала вся корпорация. Удалось существенно снизить сумму долга перед финансовыми институтами. В целом мы вышли на оптимальный рабочий уровень, при котором можем без проблем предоставлять наши услуги населению. А если не говорить о финансах, то уходящий период памятен своими круглыми датами. Свое 20-летие отмечает «Цеснабанк», отметила газета «Инфо-Цес». Пройдены важные рубежи.

— Невозможно обойти вниманием тему мирового финансового кризиса, который в 2007–2008 годах стал настоящим испытанием на прочность для казахстанского бизнеса и нанес наиболее ощутимый удар как раз по тем сферам, в которых осуществляет основную деятельность корпорация. Какой урок был вынесен из кризисных лет? И можно ли быть уверенным в том, что усвоенный опыт поможет корпорации в будущем без особых проблем справляться с новыми вызовами? Ведь с высоких трибун нас призывают быть готовыми ко второй волне мирового финансового кризиса.

— Чему учит кризис прежде всего? Тому, что всегда надо работать над эффективностью. Если это касается предприятия, то необходимо всегда проверять его на кризисоустойчивость. Разные предприятия дают разные финансовые и производственные показатели, но общую систему такой проверки можно разработать. И, конечно, нет никакой гарантии, что в годы кризиса удастся сохранить темпы развития. Такова жизнь, за годами стабильности и роста неизбежно следуют кризисы. Цикличность развития мировой экономики показывает, что кризисы случаются каждые десять лет. Можно посчитать, когда нам ждать очередного.

— Тогда и будем думать, что делать?

— Нет, это неправильно. Всегда, повторюсь, надо проверять предприятия на кризисоустойчивость, смотреть на актуальность предоставляемых в рассматриваемый период товаров и услуг, актуальность расходов. С другой стороны, нужно не упустить момент для выхода на новые рубежи и темпы развития, чтобы поднять и попытаться удержать планку достигнутого. И в посткризисный период это делать лучше всего.

— Давайте поговорим о новых рубежах или перспективах компании. «Цесна» никогда не боялась браться за новые проекты, зачастую не имеющие никакого отношения к профильным направлениям. Как компания подходит к выбору проектов, которые затем подлежат реализации?

— Создание или разработка нового проекта — это всегда риск. В прошлом году мы создали специальную структуру в корпорации «Цесна» — Центр стратегических инициатив, который как раз и занимается разработкой новых проектов, изучением новых рынков, связанных с проектом рисков. В чем суть такой деятельности? Вы пытаетесь разобраться в новом деле, понять его экономику, маркетинговые составляющие, увидеть риски и сделать их управляемыми. Если риски управлению не подлежат, такой проект, естественно, в работу не принимается.

Но даже если вы убедились, что бизнес-план креативно составлен и сулит новому предприятию большие прибыли, вы не можете на сто процентов гарантировать его успешность. Новый проект — это всегда неопределенность.

— А как без такого центра раньше обходились? Совершенно необходимая структура, на мой взгляд. Или она стала совершенно необходимой в последнее время? На фоне разговоров об инновациях, программы форсированного индустриально-инновационного развития в стране и так далее? Появилась потребность идти в ногу со временем?

— Вы правы. То, что формировалось на протяжении предыдущих лет, мы видим. Это уже сделано. И хотя задача по повышению эффективности существующего портфеля инвестиций сегодня не снимается, она всегда актуальна, мы при этом смотрим на казахстанский рынок и видим, что есть еще много возможностей. И мы не можем не изучать их. Такую структуру, может быть, следовало создать и раньше. Но в период финансового кризиса, например, приходилось больше внимания уделять эффективности и сокращению расходов. Делать новые инвестиции было бы неправильно. Сейчас мы к этому подошли комплексно, осознанно. Считаю, что всему свое время.

— И в ближайшее время будет запущено что-то новое?

— Да, в следующем году мы запустим как минимум один новый проект. Пусть это будет сюрпризом.

— А что, кроме формальностей, объединяет группу предприятий, входящих в корпорацию «Цесна»? Цесновцами себя называют и мукомол, и сотрудник банка. Что позволяет им ассоциировать себя не только с частью, но и с целым?

— Существует, конечно, единый кодекс корпоративного управления. Но прежде всего у нас общие традиции. Мы едины в том, как отмечаем важные даты, награждаем отличившихся сотрудников. Золотые и серебряные знаки «Цесна» носят сегодня лучшие работники всех компаний, входящих в состав корпорации. Во время празднования годовщины корпорации мы стараемся собрать всех, чтобы люди могли познакомиться друг с другом, поделиться успехами и заботами. Еще одна важная для нас традиция — это участие в ежегодных играх «Цесна-Олимп». Нельзя переоценить моменты общения, проходящие в здоровой спортивной обстановке. Каждый год в спортивных состязаниях принимают участие десятки наших сотрудников. Это уже стало стилем их жизни. Но, помимо этого, «Цесна» — это и стиль работы. Если говорить о руководителях, то мы очень часто советуемся друг с другом по различным вопросам управления, официально и неофициально. Так вырабатываются общие принципы, общие подходы в нашей деятельности. И это тоже способствует объединению.

— Можно ли сказать, что знак «Цесны» всем известен? Или об этом могут заявлять только мучные предприятия, входящие в корпорацию?

— Я думаю, что для жителей Астаны, целиноградцев, «Цесна» — это очень сильный бренд, который ассоциируется не только с товарами, но и с личностями, что важно для сильного бренда. С другой стороны, не снимается вопрос о более активном позиционировании «Цесны» на всем казахстанском рынке, а не только в одном регионе. Прежде всего это, конечно, касается концерна «Цесна-Астык» и выпускаемой им продукции. Но подобные задачи стоят, например, и перед «Цеснабанком». Банк имеет хорошую рыночную долю в северных регионах страны, сейчас мы активнее продвигаем его на юге страны, в частности в Алматы. У нас везде заложен хороший фундамент, но надо двигаться дальше.

— Завоевание или выход на внешние рынки входит в задачи корпорации?

— Если такие перспективы изучаются, то прежде всего в рамках Таможенного союза. Изучение возможностей идет постоянно. Но большинство проектов все равно сегодня реализуется для Казахстана. Мы — казахстанская компания и хотим развивать казахстанскую экономику и производство. Если говорить о международном сотрудничестве, то мы больше заинтересованы в том, чтобы привлекать иностранных партнеров в Казахстан, с новыми технологиями в производстве и управлении.

— А вы сами являетесь потребителем товаров и услуг, объединенных маркой «Цесна»?

— Да, конечно. В семье есть установка употреблять дома только фирменные хлебные и макаронные изделия. Не потому, что я работаю в «Цесне», а благодаря качеству продукта. Финансовые услуги тоже только в группе предприятий.

— Ваши пожелания цесновцам в честь годовщины компании.

— Дорогие коллеги, прежде всего хочу пожелать здоровья и благополучия вашим семьям. И напоминаю: через год нам будет 25 лет. Я думаю, юбилей мы отметим в широком и торжественном кругу, поделимся нашей радостью с городом. Не многие казахстанские компании могут гордиться 25-летием успешной деятельности.

Беседу вела Галия КАРМЕНОВА
Фото Александра ГОНЧАРЕНКО